С молитвой о близких

С молитвой о близкихКазалось бы, подать записку в храме — самое простое дело. Возьми нужный листок и напиши имена. Однако у многих прихожан, особенно у тех, кто не часто бывает в храме, возникают вопросы: чьи имена можно вписывать в церковную записку, а чьи нельзя? Когда нужно подавать записки — вечером или утром? Обязательно ли присутствовать самому в этот день на богослужении и т. д. На эти и другие вопросы отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Аркадий Махсумов.

— Отец Аркадий, расскажите, как и когда появилась традиция подавать церковные записки?

— Вероятно, записки появились в тот период церковной истории, когда укрепилась литургическая традиция. Из почтения к святым отцам, сложившим чинопоследование Литургии, мы стараемся не отступать от устоявшихся многовековых канонов. Но Господь не ограничивает наше творчество. Так, я думаю, родилась традиция написания церковных записок.

На проскомидии (так называется первая часть Литургии) вспоминаются все живые и усопшие члены Церкви. Вынимая из просфоры частицы и складывая их особым образом на тарель, священники читают записки и поминают о здравии живых и об упокоении усопших рабов Божиих. Это символизирует единство Церкви земной и небесной. Записка — это знак любви нашей к родным и близким — живым и усопшим, общая молитва за них.

— Чьи же имена не следует вносить в записки, даже если мы горячо любим этих людей?

— Тех, кто не является членом Церкви.

— То есть некрещеных или невоцерковленных?

— Конечно же, некрещеных. Человек, получивший благодать Таинства Крещения, уже присоединен к Церкви. Другое дело, как он распорядится этим даром, на это ему дана свободная воля. Но, даже если христианин так и не обретет Бога, не станет по-настоящему членом Церкви, все равно он остается чадом Божиим, о нем надо молиться и подавать записки.

Об упокоении нельзя писать имена людей, закончивших жизнь самоубийством.

— А как быть с теми нашими близкими, в отношении которых нет уверенности, крещеные ли они?

— На Литургии мы соборно молимся только за тех, о ком точно знаем, что они крещены. Если же есть сомнения на этот счет, молитесь за таких людей келейно, во время домашней молитвы.

— В какое время лучше подавать записки: вечером, накануне Литургии, или утром, перед началом службы?

— Подавать записки можно и днем накануне праздника, и вечером, и утром перед Литургией. Это не принципиально. Но лучше все-таки это сделать накануне.

— Как правильно заполнять записку? В записках требуется писать полное христианское имя, простонародные варианты не приемлемы. Не Степан, а Стефан, не Егор, а Георгий. А как быть, если у человека неправославное имя, в святцах его просто нет?

— В Русской Православной Церкви есть хорошая традиция давать имена по святцам. Сейчас же встречаются такие экзотические имена, что священник теряется, православный ли это человек? Или пишут имя так, как привыкли обращаться к этому человеку, не подозревая, что есть еще полное имя, его и следует писать. Это говорит об уровне культуры прихожан. Но если такое происходит, мы произносим имя как следует. Предположим, христианин получил имя Георгий в честь великомученика Георгия Победоносца. Не может же священник, обращаясь к его святому покровителю, назвать его Гошей, как записано в поминальной записке. Но все имена священник знать не может, так что в таких случаях остается только полагаться на Бога.

— Нужно ли в качестве дополнения вписывать в записку слова «болящий», «заключенный», «новопреставленный», «младенец» и т. д.?

— Думаю, это лишнее, особенно если речь идет не о маленьком приходе, где священник знает каждого прихожанина, а о большом, с сотней, а то и больше верующих. Но если вы хотите помянуть в своей записке священнослужителя, здесь требуется точность. Мы не можем протоиерея или Патриарха назвать просто по имени, без упоминания его сана.

— И начинать вписывать имена нужно со священнослужителей?

— Конечно, в церковной жизни следует во всем соблюдать иерархичность, если у прихожанина есть это понимание, он все напишет правильно. Ведь и поминать родственников в своих молитвах мы тоже начинаем со старших, бабушек и дедушек, т. е. с начальников рода.

— А часто ли в записках поминают духовенство?

— Да, большое количество людей молится за Патриарха, за митрополита, за своего епископа, за священников. В этом проявляется доверие и любовь людей к своим духовным пастырям.

— Господь заповедовал нам любить и врагов своих, и молиться за обижающих и гонящих нас. Стало быть, истинный христианин должен вписывать в церковные записки и своих недоброжелателей?

— Знаете, способность искренне, от всего сердца молиться за своих врагов — признак высокого духовного состояния. Его еще нужно достигнуть. Но в то же время если мы хотим, чтобы Господь примирил нас с нашими недругами, очистил наше сердце от гнева и ярости, то мы должны пытаться молиться за своих обидчиков. И польза от этого будет, прежде всего, для нашей души.

— Обязательно ли присутствие человека, подавшего записку, на самом богослужении? Или это не имеет значение для тех, кого поминают? Как Вы относитесь к такому новшеству, как подача записок за здравие или упокой через Интернет?

— Конечно, священник выполнит свой христианский долг, но ведь вам, наверное, не все равно, рядом вы или нет, когда поминают ваших близких? Если человек сам участвует в молитве, это принесет больше пользы тому, за кого он просит.

Что же касается Интернета, то знания о Христе, о храме, о богослужении, другую полезную информацию можно получать, используя этот ресурс. Но сакральные вещи, к коим относятся поминальные записки, лучше оставить в храме. Те переживания, которые испытывают люди на богослужении, в соборной молитве, ничем нельзя заменить.

— Как часто следует подавать записки для поминания? В какие дни надо это делать обязательно?

— Да, есть особые дни — рождения, смерти, памяти небесного покровителя — когда стоит особо помолиться за дорогого человека. Душа этого просит. Но вообще-то как можно регламентировать любовь, расписать ее по графику? Для любящего сердца каждый день памятный. Захотел помянуть, пришел в храм, подал записку, и легче стало на душе.

Беседовала Ольга Стрелкова

* * * * *

Святые отцы о поминовении

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь… Не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.

Не пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению о нем его родственников, друзей, почитателей или знакомых. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше пред Ним. Кроме того, молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

* * *

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от бескровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».

* * *

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося.

В особенности должно стараться совершать о нем бескровную жертву, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище, и светлее, и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcи едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился.

Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 

Источник: http://pravpokrov.ru/, фото из открытых источников

Количество просмотров (162)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *