Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Четвертое воскресенье нашей духовной весны — пасхального периода — именуется неделей о расслабленном.
Пятая глава Евангелия от Иоанна — Спаситель в Иерусалиме. Он приходит в купальню у Овечьих ворот, издревле известную целительной силой воды. Но исцелиться этой водой не так просто и удается далеко не каждому. В пяти крытых ходах, ведущих к купальне, собиралась огромная очередь несчастных — больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (3–4).
Только первый!.. В надежде стать первыми люди лежали и сидели в купальне годами, более того — десятилетиями. Расслабленный, с которым заговорил Спаситель, страдал своей болезнью тридцать восемь лет; это всего, а сколько он ждал своего счастья в купальне — мы не знаем, но знаем, что долго…


Этот человек мог передвигаться, но очень медленно. Поэтому никогда не успевал первым к возмущенной, бурлящей, исцеляющей воде: не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (7), — так объясняет он обратившемуся к нему Незнакомцу свое несчастье.
Не имею человека, который бы обо мне позаботился… Нет родных, или, может быть, родные отвернулись; а всем прочим не до него, свою бы проблему решить, со своей бедой справиться…
Но ведь это и о нашем одиночестве тоже. Даже если человек окружен понимающими, любящими его людьми — он все равно одинок и беспомощен в той глубинной своей точке, где помочь ему может только Сам Бог.
Сейчас, когда мы все испытываем стресс, страх за близких, за всю страну, скорбь о жертвах — нам это особенно понятно. Где найти душевные силы, к кому за ними обратиться? К людям? Эгоистичной представляется такая мольба: «Мне страшно, поддержите меня, скажите мне что-нибудь такое, что меня бы сейчас успокоило!». Только Он реально изменяет нас, дает нам духовные силы, возможность сохранить мир в душе, свет в сердце, трезвость в разуме. Только Он может со всей возможной властью сказать каждому из нас, как тому паралитику из иерусалимской купальни: встань, возьми постель твою и ходи (8). «Ходи» в нашем случае означает: живи. Живи полноценно — любя, веря, трудясь, поддерживая близких. Ты не одинок — Я с тобою.
История с исцелением у Овечьих ворот имеет продолжение.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (9–16).
Законническая придирка, порожденная, возможно, завистью — не должно тебе брать постели. Твердый ответ исцеленного, напоминающий нам о других евангельских страницах: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк. 2, 27–28). И далее — встреча Исцелителя и исцеленного в храме, неведомый нам диалог, из которого мы слышим лишь слова Христа: вот, ты выздоровел; не греши больше… Исцеленный должен увидеть связь меж своим недугом и грехом. Кроме этого, бывший расслабленный знакомится со своим Избавителем ближе. Нет, он не понимает пока, что перед Ним Христос, чаемый Израилем Мессия. Он идет к Иудеям (не простым евреям, вероятно, а религиозным лидерам, которые уже подвергали его допросу) и говорит им, что его Исцелитель — тот самый Иисус из Назарета, Который творит чудеса, говорит поразительные вещи, о Котором столько разговоров.
В Каноне утрени на неделю о расслабленном Церковь поет: «Силою Божественною, иногда разслабленнаго словом Твоим, Христе, стягнувый, и повелевый ему одр взяти, многим временем немощствующую люте душу мою исцели». Об этом исцелении нам придется просить не однажды, а всю нашу жизнь; и всю жизнь помнить, что грех может снова опрокинуть нас в немощь, и надежда опять будет — только на Него.

Татьяна Кузнецова

Количество просмотров (34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *