Вопрос архиерею. Новые ответы
Когда и кем дается разрешение на поминовение самовольно окончивших свою жизнь? Что делать прихожанам, если священник не очень хороший проповедник? На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Действительно ли нельзя причащаться на Светлой седмице тем, кто не причащался на Пасху? Я причащалась на Страстной седмице и хотела причаститься в Светлую субботу, но батюшка меня не допустил к Причастию. Я живу за 40 км от храма, общественного транспорта нет, нанимаю такси, чтобы добраться, и вот сегодня я ушла из храма, всплакнув, что не смогла причаститься в праздничную неделю. К другому батюшке я не посмела подойти, так как не допустил настоятель храма. Раиса
Уважаемая Раиса! Священник, который не допустил вас к Причастию на Светлой седмице, потому что Вы не причастились на Пасху, был неправ. К сожалению, порой наши батюшки начинают выдумывать несуществующие правила, не исполняя при этом тех, которые они должны исполнять. Покажите этому настоятелю мой ответ и спросите у него: всегда ли он исполняет каноны, в частности, крестит ли оглашенных как полагается ― с полным погружением или нет?
Если Ваши житейские обстоятельства не позволяют Вам бывать в храме так часто, как хотелось бы,― то тем более каждую возможность пребывания в церкви нужно использовать для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.
Владыка, скажите, пожалуйста, что такое «ювеналка»? Недавно ко мне подошел мужчина, сказал, из какого-то монастыря (я не запомнила, из какого), дал листовки про эту самую ювеналку. Первый раз про нее слышу, но информация напугала. Сказал, что вот-вот ее введут в нашей стране! Я была бы рада, чтобы это оказалось неправдой. Анастасия
Уважаемая Анастасия! Слово «ювеналка» — это просторечное наименование такого явления, как ювенальная юстиция. Ювенальная ― значит, предназначенная для защиты прав детей и юношества. Если говорить о том, во что выливается эта юридическая практика на Западе, то мы видим, что она разрушает самые основы семейной жизни. Это происходит потому, что едва ли не главным правом становится право детей не слушать своих родителей. Наверное, Вы слышали или читали в СМИ о таких случаях, когда естественные требования родителей истолковываются как недопустимое насилие, в результате чего детей забирают из семьи.
Это действительно серьезная проблема, ее обсуждение ведется уже много лет. Но как это часто бывает, у нас возникло сообщество таких «борцов» с ювенальной юстицией, которые своими действиями не приносят ничего, кроме дискредитации этой борьбы. Вместо здоровой общественной дискуссии раздаются истеричные крики: «Караул! Все пропало!»… Поэтому, я думаю, читать и распространять такие листовки не стоит.
4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви после широкого обсуждения был принят документ «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». В нем отражено мнение Церкви: государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения.
В нашей стране пока на всех уровнях власти есть осознание опасности западной практики, и оно достаточно четко декларируется высшими должностными лицами государства. Это дает надежду, что ювенальная юстиция в той форме, которая существует сегодня на Западе, у нас вводиться не будет.
Здравствуйте, Владыка! У меня к Вам такой вопрос. Один священник, отслужив около 5 лет, развелся со своей женой и подал прошение на почисление за штат без права служения и ношения священнических одежд. Он уехал в другой город, где через два года женился на девушке, сейчас они состоят в браке, венчаны. В данный момент он хочет вернуться обратно в епархию и вернуть сан священника, только в епархию того города, в котором он сейчас проживает со своей семьей. Скажите, Владыка, возможно ли его возвращение? Может ли он вновь стать священником и служить? И что для этого нужно? С уважением, Андрей
Уважаемый Андрей! Нет, возвращение этого человека к священнослужению будет беззаконием. Даже его венчание было беззаконием, потому что он утаил факт своего священства. Лучше этому человеку даже не посягать на возвращение к священнослужению, потому что это попрание самых основ канонического порядка церковной жизни.
Уважаемый Владыка, подскажите, пожалуйста, как православный христианин должен настраивать себя на выполнение рабочих обязанностей, если сама работа не связана со служением Господу. Сталкиваюсь с тем, что новая работа мне интересна ровно год-полтора. Далее происходит какое-то остывание к своим рабочим обязанностям. Мне нравится узнавать что-то новое. А когда ты узнаешь свою работу (конечно, не очень глубоко), кажется, что ничего нового ты уже не почерпнешь. Руководители всегда замечают, что моя мотивация через определенный период времени очень сильно падает. Может, я занимаюсь не тем? Или желание постоянно узнавать новое происходит от гордости? Внутренняя душевная борьба не дает покоя. Екатерина
Уважаемая Екатерина! Если человеку быстро надоедает его занятие ― это плохой знак. Такой человек обычно нетверд в своих путях, потому что у него отсутствует одно из важнейших человеческих качеств — постоянство. С тем, что Вы описали, нужно очень серьезно бороться. Та мотивация, о которой Вы пишете,— все время узнавать что-то новое, искать новых впечатлений, ощущений ― в какой-то мере естественна. Но, как это бывает и со всеми другими естественными для человека чувствами ― в своих крайних проявлениях они становятся греховными и могут повредить.
Уважаемый Владыка! Прошу разъяснения на следующий вопрос. Православная Церковь не поминает самоубийц. На телеканале «Союз» я слышал, что специальным решением комиссии епархии, при определенных условиях, можно будет поминать усопшего. Расскажите, пожалуйста, о данной процедуре, и к кому надо обращаться. Владислав
Уважаемый Владислав! Обращаться надо в дисциплинарно-каноническую комиссию той епархии, где Вы живете. Поминать усопшего можно будет только в том случае, если есть медицинское, заверенное врачом, свидетельство о том, что суицид был совершен человеком, страдавшим психическим заболеванием, а значит, в момент самоубийства он не отвечал за свои поступки. То есть это должно быть не просто мнение родственников, а достоверное свидетельство о том, что человек до попытки суицида обращался к врачам соответствующего профиля и получал медицинскую помощь.
Уважаемый Владыка! Я сегодня был на службе в Никольском монастыре. Служба шла четыре часа! К концу службы от усталости я уже еле стоял на ногах и молился с большим трудом. В храме было всего 20-30 человек, в основном люди пожилые. Не знаю, как они это выдерживают, но, думаю, молодежь на такие длинные службы вряд ли будет ходить. К тому же, священников почти не слышно, так как аналой стоит почему-то далеко от солеи, а молящиеся еще дальше. Микрофонов нет. Чтецов тоже плохо слышно, и они почему-то очень торопятся. Может быть, вместо них включать магнитофонную запись с хорошим произношением и громко? Еще хотелось бы в расписании богослужений видеть указание о продолжительности служб. Обратите внимание, пожалуйста, на проблемы, про которые я написал. С уважением, р. Б. Анатолий
Уважаемый Анатолий! Напомню Вам, что есть хорошая русская поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Монастырские богослужения, особенно великопостные, действительно очень долгие. Монастырь — это как раз то место, где богослужение должно совершаться максимально полно. Так происходит и в Никольском мужском монастыре.
Что касается неслышного или торопливого чтения — тут я с Вами согласен, это недоработка игумена монастыря, и я укажу ему на это. Но вот магнитофонная запись в храме — это совершенно немыслимо. Для того, кто хоть немного знаком с церковной жизнью, это даже не может быть предметом для обсуждения.
Владыка, наверное, обязательная часть любой службы — это проповедь. Но хорошую проповедь можно услышать очень редко. Не секрет, что не все священники обладают даром красноречия. И порой выходишь из храма с чувством горечи и недоумения. Какой должна быть проповедь и что делать прихожанам, если священник не очень хороший проповедник? Марина
Уважаемая Марина! Проповедь должна быть краткой, внятной и, по возможности, злободневной ― в церковном, а не гражданском смысле этого слова. Да, многим священникам, особенно молодым, трудно проповедовать. В таких случаях я всегда советую им читать вслух уже имеющиеся хорошие проповеди ― например, поучения святителя Иоанна Златоуста на тему дня или других святых отцов и современных подвижников. Есть замечательные, всем доступные, яркие, простые и глубокие тексты. Естественно, нужно творчески подходить к этому, выбирать проповеди, близкие и понятные современному человеку.
Умение проповедовать, как и любое другое, приходит с практикой. Если священник не относится к этому делу равнодушно, если он готовится, учится, то постепенно у него вырабатывается навык, и он становится хорошим проповедником.
Но на самом деле главная проповедь Церкви — это ее богослужение. В богослужебных текстах содержится очень глубокий смысл и в то же время ― самая высокая поэзия. В них говорится о смысле того события, которое в этот день отмечает Церковь, о человеческой душе, о том, как человеку достигнуть спасения. Чем более внимательным человек будет на службе, тем лучше он будет понимать богослужение, и тем полнее оно напитает его душу.
Источник: Православие и современность
Количество просмотров (144)