ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

С праздником, дорогие братья и сестры!

Почему я взялась за эту тему? Ведь не собиралась… Сколько уже написано и про саму вербу, и про этот праздник необычный! Почему необычный? Много объяснений. Ну, хотя бы такое: праздник двунадесятый, то есть один из двенадцати великих православных годовых праздников. А у них у всех, если кто знает, всегда есть и предпразнество (зачин), и попразднество (окончание) – не одним днём празднуются. У всех есть – кроме Вербного воскресения. Окружён этот светлый праздник тихими и совсем неяркими днями Великого поста. И на следующий после него день начинается Страстная седмица, величественная и торжественная, набирающая накал страстей к пятнице – распятию Христа. И заканчивающаяся солнцем Пасхи – Воскресения Христова, Праздника праздников.
Что на этом фоне всё остальное?
Но Вербное воскресение не теряется. Светит своим тихим светом. Своими пушистыми, скромными веточками вербы – где же на Руси нам взять эти пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Христа, вступающего в Иерусалим? Кричали «Осанна!», стелили одежды на Его дорогу, ждали, что вот долгожданный Мессия, наконец, создаст Своё Царство – и всем в нём будет хорошо…


Но «Царство Моё не от мира сего» — как это понять? Значит, и чужеземцев не изгонит, и не запретит нам творить зло, не заставит всех стать добрыми, не оделит сокровищами земными? И вот уже через несколько дней – «Распни! Распни Его!»… И суды неправые, и побои, и оскорбления, и отчаяние разбежавшихся учеников, и шесть часов мучительного умирания на позорном кресте … Всего через несколько дней после этой ликующей толпы… А Он уже тогда всё знал. И улыбался им всем. И любил их – таких.
Я была на Святой Земле. Ходила по древним мостовым Иерусалима. Целовала Звезду в храме Рождества Христова в Вифлееме. Стояла у древнего источника, где по преданию встретились Матерь Божия и Елисавета – мать Иоанна Предтечи и откуда открывается потрясающей красоты вид на древнее поселение Эйн-Керим. Омывала ноги в Иордане. Обнимала колонну назаретского храма. Пробовала рыбу святого Петра на берегу Генисаретского моря. Трогала рукой Стену плача.
Но, конечно, самое главное, самое-самое — то, что лежит в сердце – это Гроб Господень.
Совсем непросто отрешиться там от шума и суеты, не отвлечься на разные лица и разговоры. То есть хотя бы попробовать сделать это. Жизнь и здесь постоянно пытается унести твои мысли и чувства от того главного, за чем ты сюда пришёл. И у неё – у жизни – это неплохо получается. Приходит даже недоумение и что-то вроде обиды: ну почему в такое место допускают всех? Праздношатающихся туристов, щёлкающих фотоаппаратом прямо в кувуклии. Громко хохочущих и что-то бурно обсуждающих мужичков в пёстрых рубахах – и чего им-то надо здесь, в очереди к святыне? Что им до Христа? И выясняющую отношения супружескую пару – нашли же место! И неподобающе легкомысленно одетых девиц. В общем, если внимательно посмотреть, то минимум половину из всей этой толпы сюда пускать не надо. А что? Вон мусульмане в свою святыню – она здесь рядом, мечеть Купола-над-Скалой – тебя не допустят. Даже рядом далеко не всегда и не всем постоять дадут. Потому что оберегают святое место от чужих. У них там, наверное, благоговейная тишина и надлежащий порядок. А у нас тут…
Но приходит вдруг очень простая мысль: тебе ли судить, кому здесь надо быть, а кому не надо? Кто вообще из всех нас по-настоящему был бы достоин коснуться камня Гроба?
Христос когда-то пришёл к таким же, обычным, людям, не делая между ними никакой разницы.
Въезжая в Иерусалим, смотря на радостные лица, и зная всё обо всех, Он всё равно любил всех.
И для меня теперь смысл Вербного воскресения стал другим.
Да, мы идём в храм, поднимаем вверх веточки вербы, когда священник окропляет нас водой, чтобы принести домой и поставить их в вазочку у икон. Чтобы были у нас дома здоровье и покой. Да, многие из нас помнят историю праздника и, поднимая веточки, они приветствуют Спасителя, уже зная, куда и для чего Он идёт.
А я вспоминаю – и тогда Он всех любил. И сейчас нас, таких же, любит. И, поднимая свою веточку, я тихо говорю: « Господи, прости нас! Войди! Осанна!»

Татьяна Кузнецова.

Количество просмотров (55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *