Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю о слепом.

1993 г. ( в сокращении)

Други наши, приближается тот день, когда радостное пасхальное “Христос воскресе,” коим мы встречаем теперь друг друга, уступит место будничному приветствию. И только раз в неделю церковные службы и календарь будут напоминать всем живущим о Воскресении Христовом, о смысле и цели жизни, о воскресении души в Боге. А шесть недель по Пасхе воскресные Евангелия предлагали вниманию и размышлению нашему глубоко назидательные истории становления души на пути спасения.
И вот нынешний воскресный день, именуемый Неделей о слепом,— последнее воскресенье перед отданием Святой Пасхи…


На первый взгляд простое и одновременно чудесное событие: дарование зрения тому, кто родился слепым, дарование зрения тому, кто никогда не видел солнечного света, не видел красот Божьего мира. В нашем понимании — несчастнейшего человека и страдальца безнадежного.
Но, судя по тому, что написано в Евангелии об этом человеке, на котором явилось чудо Божие, он был сильным и мужественным, он нес свою обездоленность и горе без ропота, ибо Сам Спаситель свидетельствует о нем, что не следствием греха является его слепота: “…ни сей согрешил, ни родители его,— а дальше замечательные слова — но да явятся дела Божии на нем” (Ин.9:3).
И сила Божия в простых, ничем не предвещающих чуда действиях, совершает чудо. “Идеже хочет Бог, побеждается естества чин.”
Иисус Христос сделал то, что ни один земнородный сделать не мог,— слепорожденный прозрел, заключенные от рождения очи отверзлись. Но для страдальца совершилось исцеление не только телесное: прозрели его очи, а духовное зрение увидело тотчас в Иисусе Христе Сына Божия.
Весть о совершенном во мгновение ока облетела город, всколыхнув умы.
Кто Он, сотворивший неслыханное? И народ разделился. Для одних, увидевших в Целителе человека Божия, ибо грешник не может сотворить ничего подобного, “яко грешники Бог не послушает,” наступило духовное прозрение, и, освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий.
Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстали против очевидного, и зрячие ослепли; духовная слепота исказила для них мир, сделала невозможным видеть свет истины.
Грех гордости и самодовольства, грех лукавого неверия восстал на простоту веры, ясно зрящей истину. Фарисеи изгоняют прозревшего. Книжная ученость изгоняет истину веры.
Мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом, теряем луч света — света Христова — и бредем по жизни во тьме, мня себя зрячими.
Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах жития сего, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным.

Вспомним слова Спасителя: “…если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин.9:41).
Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое, и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И грех ожесточения, упорства против истины и противление ей делают человека участником бесплодных дел тьмы. И слабеет голос сердца, и холодный рассудочный гордый ум попирает христианскую любовь. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог.
Так совершается над упорным “умником” суд Божий. “…Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня” (Рим.11:8).
И вот ныне, как всегда, ставит перед нами Евангелие этого дня вопросы: а кто же мы? здравы мы или больны? зрячи мы или слепы? в Боге мы или дух мира сего увел нас от Него в страну далече?
Проверяется наша преданность Христу и Его заветам во вся дни жизни нашей — и во дни внешнего благополучия, а чаще во дни гонений и испытаний. Надо нам с вами знать спасительную азбуку наизусть, чтобы и себе, и другим давать отчет, а когда нужно, и ответ — с уверенностью в истине и без смущения.
Святая Православная Церковь — столп и утверждение истины! Сейчас же определенные силы пытаются поколебать эту твердыню, видя в ней последнее препятствие для своих разрушительных планов. Они вторгаются в нее, шельмуют ее священноначалие, внося дух недоверия, раздора и разделения. То, что не могло сделать в свое время воинствующее богоборчество, делают теперь именующие себя хранителями веры и канонов.
Вот она проверка —- Христовы ли мы, истинные ли мы христиане, не восхитила ли нас мирская сила, и сила отмщения, и сила борьбы без Бога.
Сотни мучеников воссияли в Церкви. И каждый отдельно, принося себя в кровавую или более тяжелую, бескровную нравственную жертву, были все соединены нераздельно духом, верою и любовью, следуя желаниям и намерениям Господа: “да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они [христиане] да будут в Нас Едино…” (Ин.17:21). Такова молитва Христа о всех верных Ему.
Нам же с вами нужно жить и молиться так, чтобы подвиг наш ради Христа в нынешние лукавые дни передать в наследие и научение грядущим поколениям как лучший завет и благословение. Только на камени сем — врачевании зла добром — созиждется нерушимое величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле.
Таково завещание нам Святейшего Патриарха — мученика и исповедника Тихона. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин.13:35). Вот то главное, что мы должны сохранить с вами в любых обстоятельствах. Вот мера нашего духовного зрения.
А суд Божий идет по земле. Иной суд человеческий, и иной суд Божий. Дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклоняться от истины во Христе. Да, в настоящие лукавые дни, разметав человеческое, многое потрясается до основания. Сокрушается мирское мудрование, и становится ясным, что грядет суд Божий, отвергается человеческое и дается Божие. И вера наша, и задача наша теперь одна — неизменно пребывать на пути Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, без рассуждения. “Ей, гряди Господи Иисусе, гряди благодатью Духа Твоего Святого, чтобы в немощи нашей и через нее совершались судьбы Твои.” Аминь.

Татьяна Кузнецова.

Количество просмотров (80)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *